Специализация, нишевание - то, чего требует от нас маркетинг. Все курсы по набору клиентов, раскрутке инстаграма и пр. начинаются с азов: определи целевую аудиторию, распиши ее боли, подбери под них конкретную услугу или продукт. И в результате такого "причёсывания" получается отдельно психолог для бизнес-леди, отдельно психолог семейный, отдельно психолог для бабушек и т.д....
Если у психолога есть специализация, то она скорее определяется через методику, подход, набор инструментов (например, гештальт, РЭПТ, психоанализ), а не через тот круг проблем, который вам обещают решить.
Но и разными методами владеть тоже полезно, чтобы не "отфутболивать" клиента к другому специалисту (это не всегда полезно и может замедлить результат, а иногда даже травмировать, ведь между психологом и клиентом выстраиваются тонкие, чувствительные отношения).
Второй возможный вид "специализации" - у каждого психолога есть свой "типичный клиент". Это просто опыт, и это не значит, что с нетиповыми клиентами работа не получится.
Исключение, пожалуй, - работа с детьми и подростками: здесь действительно нужны отдельные квалификации и допуски.
Остальное - просто наш "страх идти к психологу", который выражается вот в такой житейской форме (а вдруг он неопытный, неквалифицированный, не по моей части и т.д.), а на самом деле лежит гораздо глубже и является бессознательным сопротивлением изменениям.
Важно увидеть, что проблема в одной сфере жизни функционально распространяется и на все остальные, прямо или косвенно. Общение, принятие решений, постановка целей - это функции, и они одинаково работают что в семье, что в школе, что на работе.
Проблема, которую мы видим, осознаём - это верхушка айсберга, и нет особого смысла подбирать психолога, который должен решить именно её. Настоящая проблема, первопричина, не видна: к ней надо будет прийти в результате большой и разноплановой работы. Это современный гуманистический, холистический подход: лечить человека, а не симптом. Работа с отдельными неврозами и расстройствами - наследие XIX века.
Но психологи понимают, как устроен человек, поэтому в своих рекламных текстах стараются соответствовать ожиданиям клиентов и обещают решить конкретные проблемы) но это витрина, а на самом деле хороший психолог будет смотреть гораздо шире.
"Своего психолога" можно найти только на личной встрече, ведь для эффективной работы важнее всего доверительный контакт. Поэтому не стоит разочаровываться в психологии вообще, если у вас не возникло такого контакта на первой встрече. Обязательно продолжайте искать, и вы вскоре найдете специалиста, в котором вас будет устраивать не только квалификация, но и личное взаимодействие. Именно поэтому в нашем центре есть возможность записаться на ознакомительную консультацию бесплатно. Она длится всего час (в отличие от обычной двух-трехчасовой встречи), но дает возможность познакомиться и сделать выбор.